Технология ГНБ

ПЕРВЫЙ ЭТАП - Бурение пилотной скважины

Бурение пилотной скважины — особо ответственный этап работы, от которого во многом зависит конечный результат. Оно осуществляется при помощи породоразрушающего инструмента — буровой головки с лопаткой в передней части и встроенным излучателем.

Буровая головка соединена со стартовой штангой, что позволяет управлять процессом формирования пилотной скважины и обходить выявленные на этапе подготовки к бурению подземные препятствия в любом направлении в пределах допустимого изгиба буровой штанги.

Буровая головка имеет отверстия для подачи бурового раствора, который закачивается в скважину и образует суспензию с размельченной породой. Буровой раствор уменьшает трение на буровой инструмент, предохраняет скважину от обвалов, охлаждает буровой инструмент, очищает скважину от перемешанного с буровым раствором грунта.

ВТОРОЙ ЭТАП - Расширение скважины

Расширение скважины осуществляется после завершения пилотного бурения. Буровая головка отсоединяется от буровых штанг и вместо неё присоединяется расширитель. Приложением тягового усилия с одновременным вращением расширитель протягивается через створ скважины в направлении буровой установки, расширяя пилотную скважину до необходимого для протаскивания трубопровода диаметра. Для обеспечения беспрепятственного протягивания трубопровода через расширенную скважину её диаметр на 20-30 % превышает диаметр трубопровода.

ТРЕТИЙ ЭТАП - Протягивание трубопровода

На противоположной от буровой установки стороне скважины располагается готовая к протягиванию плеть трубопровода. К переднему концу плети крепится оголовок с воспринимающим тяговое усилие вертлюгом и расширителю, и в то же время не передаёт вращательное движение на трубопровод. Таким образом, буровая установка затягивает в скважину плеть протягиваемого трубопровода по проектной траектории.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

После окончания основных технологических этапов, инженерно-технический персонал сдает заказчику исполнительную документацию, на которой указано фактическое положение уложенного трубопровода в различных плоскостях, с обязательным указанием «привязок» к ориентирам на местности.